Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Иностранный язык – это так сложно и так просто

Вы задались целью изучать иностранный язык, но не знаете, с чего именно стоит начать? Пугает объем предстоящей работы и не дает покоя неуверенность в собственных силах? В таком случае, мы предлагаем вам несколько практических советов, которые помогут определиться с двумя основными вопросами: «зачем?» и «как?»

Итак, первый вопрос: «Зачем?»

Перед тем, как приступить к непосредственному изучению иностранного языка, вам следует четко понять для себя, в каких сферах деятельности вы собираетесь использовать полученные навыки.

har10719img_Student.jpgЕсли четких жизненных задач у вас нет, а иностранный язык просто приспичило выучить «от балды» или потому, что так модно, тогда вам вряд ли стоит тратить свое время – все равно подобной мотивации вряд ли хватит надолго.

С другой стороны, это не относится к полиглотам, изучение нового языка для которых – это и хобби, и любимое развлечение, и просто стиль жизни. Но сейчас мы говорим не о них.

К примеру, вы – студент, желающий продолжить учебу за рубежом. Тогда вам непременно понадобится четкое знание языка (больше всего по академической части). Или же вы собираетесь работать и жизнь за границей – в этом случае также не обойтись без знания иностранного. Или же ваши заграничные коллеги/друзья/знакомые и т.д. не знают русского, поэтому вам позарез нужно изучить их язык. Все эти ситуации служат отличными мотиваторами.

Объективно оцените все «за» и «против», решите, стоит ли тратить огромное количество времени, сил и средств на столь серьезное обучение. Не сделав этого, вы не сможете достичь действительно позитивной мотивации и в глубине души вас все время будет точить червячок сомнения: «А надо ли мне это? Может, и так обойдусь?»

Однако если все же ваши намерения более, чем серьезны, тогда дерзайте. Но помните: только упорством и старанием можно достичь хорошего результата.

Второй вопрос «Как?»

Если с мотивацией и причинами мы разобрались, тогда переходим непосредственно к построению процесса обучения. И здесь присутствует два важных фактора:

1. Корректный и точный выбор методики обучения;

2. Системность и последовательность в работе.

Разберем каждый из них по отдельности.

Выбор методики

Стоит заметить, что как и люди, методики обучения все разные – каждая имеет свои особенности, равно как недостатки и достоинства, а также все они подходят (либо не подходят) каждому конкретному человеку.

От правильного выбора методики зависит скорость и качество обучения иностранному языку. Однако для того, чтоб проанализировать все методики, этой статьи явно не хватит, да в этом и нет необходимости.

Условно все группы методик можно разбить на два вида:

1. Упор на овладение практическими знаниями и умениям, а также устной речью.

2. Максимально качественное изучение грамматики и письменного языка.

В первом случае, как правило, идет обучение с минимальным использованием родного языка и максимальной практической работой с изучаемым языком.

Во втором случае, идет значительная работа с основой на родной язык, что включает в себя принцип аналогии и логический подход к обучению.

Нельзя сказать, что одна методика хуже другой. Обе они имеют достоинства и недостатки – каждая свои. По сути, лучшим выбором будет следование золотой середины: что-то берется из одной методики, что-то из другой.

Что же служит критерием отбора методики? В большей степени, это ваши личные предпочтения, а также особенности и стиль усвоения информации. Также немалую роль играют конкретные цели, достичь которые вам поможет знание иностранного языка. К примеру, вам необходимо читать литературу на иностранном языке либо путешествовать по зарубежным веб-сайтам – тогда вам потребуется такая методика, которая будет делать упор непосредственно на изучение и понимание письменной речи. Или же вы общаетесь с деловыми партнерами через средства связи или вживую – в этом случае вам нужно изучение навыков устной речи. И так далее.

Помимо того, присутствует также различие в принципах обучения людей по возрастному признаку. Как правило, дети проще запоминают иностранные языки по трем причинам:

1. Во-первых, осваивая язык, дети руководствуются больше эмоциональным восприятием, в то время как у взрослых в большей степени присутствует аналитический и логический тип обучения. Как бы ни парадоксально это звучало, но чем больше человек проводит логических и грамматических связей между языками, тем труднее ему дается именно устная речь – основа языка.

2. Отсюда вытекает вторая причина: в силу возраста, дети не имеют языковых стереотипов. Они не изучили еще в достаточной мере свой родной язык, поэтому не столь сильно подвержены его стереотипам, их восприятие достаточно гибкое.

3. Дети обладают куда меньшим социальным опытом, нежели взрослые, и более раскрепощены, в отличие от них. В ситуации, когда взрослому человеку не хватает знания языка, он постарается объясниться скорее жестами или другими способами невербальной коммуникации, нежели станет использовать свои скудные языковые навыки. Ребенок же, не обладая столь обширными умениями невербального общения, будет вынужден усвоить и использовать язык.

На этом основании выделяют особый вид методики по изучению иностранного языка – специально для детей. Эта методика предусматривает обучение посредству игры, благодаря чему ребенок максимально непосредственно овладевает языковым навыком. Такая методика основана на минимальном использовании родного языка и ориентирована, в первую очередь, на устную речь.

Взрослым же больше подходит обратная методика – изучение грамматических правил и особенностей, а также упор на письменную речь, таблицы, логическое сравнение родного и изучаемого языков. Однако в данном случае существует опасность чрезмерной увлеченности теорией без перехода к практике, что негативно скажется на скорости обучения.

Лучшим способом перехода от теории к практике является общение непосредственно с носителями языка. Для этого отлично подойдет переписка по е-мейлу, звонки через «скайп» и тому подобное. Если есть возможность общения в живую, то этот вариант еще лучше. Взрослый человек, взявшийся за изучение языка, должен сочетать сильную теоретическую базу и непременный практический опыт ее использования.

Следует уделять внимание не только учебной литературе отечественной редакции, но и художественным книгам, журналам и газетам на изучаемом языке. Для наиболее прогрессивного обучения необходимо каждый день «сталкиваться» с изучаемым языком в устной форме. Отлично подойдет прослушивание песен и просмотр видео. Также прекрасным вариантом будет прослушивание электронных книг.

Помните о том, что «живой» современный язык несколько отличается от того, что имеется в учебниках и словарях. Именно поэтому живое общение так важно. Вы должны привыкнуть к звучанию иностранной речи и сами правильно воспроизводить ее.

При общении с носителями языка возможен взаимовыгодный «обмен» языками. В то время, как иностранец учит ваш язык, вы изучаете его язык.

Таким образом, вы можете изучать иностранный язык самостоятельно. Однако при подборе грамотного и квалифицированного педагога ваша работа может значительно ускориться и качественно улучшиться. В данной ситуации, главным критерием работы репетитора является не только его опыт, но и «достижения» его учеников. Если у вас имеется такая возможность, пред тем, как нанимать репетитора, поинтересуйтесь у его учеников насчет качества обучения. Зачастую это помогает добиться правды и сэкономить средства и время.

Систематическая работа

При изучении языка не следует забывать о системности и методичности. Занимаясь раз в неделю или «от балды», вы вряд ли достигните прогресса. Работая с репетитором, уделяйте внимание также и самостоятельным занятиям. Лучше всего, если занятия с преподавателем проходят три и более раз в неделю.

Не стоит нарушать режим занятий, а также откладывать их на другие дни. Без постоянной устной практики язык быстро забывается. Лучше всего, если вы будете практиковаться самостоятельно каждый день – тогда время изучения значительно сократиться, а его КПД значительно возрастет.

Двигаясь к общей цели, не забывайте о промежуточных. Иными словами, не стоит сразу гнаться за всем и сразу: учеба должна состоять из этапов и промежуточных остановок для усвоения и повторения материала. Если какой-то из этапов пройден, не стоит сразу спешить и хвататься за следующий. Сперва убедитесь, что действительно крепко усвоили все, что изучали на данном этапе.

Не бойтесь ошибок, потому что лучший опыт – свой собственный. Любители индивидуализма могут создать метод обучения лично для себя. Это поможет вникнуть в мельчайшие нюансы языка, хотя поначалу могут возникнуть трудности из-за объема изучаемого материала.

Автор: Тамара Демеш
4 Комментария
  • Статья интересная. Это нужно сразу почерпнуть. В какой-то мере согласна со всеми, кто оставлял комментарии. Как и в любом деле, ко всему нужно подходить с четким пониманием того, что ты от этого всего хочешь. Т.е. есть ли какая-нибудь цель? Потом нужно, как мне кажется, иметь для себя определенный план изучения. Согласна, что дети запоминают все проще и быстрее - память не перегружена, и мозг впитывает все, как губка. Поэтому на какой-то момент можно стать детьми. игры, песни, мультфильмы всегда помогут мозгу не напрягаться, человек может расслабиться и при этом запомнить отдельные фразы и предложения. Я считаю, что в этом нет ничего плохого и этого не стоит стыдиться. Ну и самое главное, понять, как лучше всего вы можете усваивать информацию. Всегда есть масса способов учить иностранный с большой легкостью и удовольствием
    Abira, 14.06.2013
  • Прочитав статью,сделала для себя необходимые выводы. Теперь я точно знаю, каких ошибок следует избегать при самостоятельном изучении иностранного языка. Обязательно составлю подробный план действий и,не откладывая в долгий ящик, возьмусь за дело. Спасибо!
    Светлана 27, 07.06.2013
  • Знание иностранных языков просто необходимо в наше время, ведь работа с иностранными партнерами-это всегда очень перспективная работа!!! Хотя бы знание английского. И преподавать языки нужно уже с первого класса, как основной предмет.
    Галина Ширяева, 25.01.2013
  • Ознакомившись со статьёй, могу сказать, что в наибольшей степени согласен только с изложенным в завершающем абзаце. Да, действительно, систематичность, планомерность и последовательность - абсолютно необходимый фактор, о котором часто забывают... В то же время, не согласен с утверждением о том, что дети "проще запоминают" иностранные языки. Увы, практика показывает, что взрослые осваивают иностранные языки намного эффективнее и быстрее детей.
    Старсений Иванов, 18.01.2013
  • Желаете оставить комментарий?