Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Метод интервальных повторений для изучения английского языка

При изучении любого иностранного языка приходится работать с памятью. Большинство полагается на банальную "зубрёжку" - такой подход обычно не приводит к эффективному усвоению информации. Лексика в этом случае не фиксируется в памяти, а уходит в пассивный запас. Но система совершенствуется: все больше педагогов и самих обучающихся начинают переходить от слепого заучивания слов к методу интервального повторения. Разбираемся, что это такое, и как может помочь в изучении английского.

повторенье12.jpg

Кто придумал интервальное повторение?
Еще в конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз погрузился в изучение закономерности запоминания. Он глубоко проанализировал свойства человеческой памяти и выработал собственные механизмы, помогающие усваивать новую информацию быстрее и с меньшими усилиями. Эббингауз смог установить, сколько времени проходит с момента "запоминания" до момента "забывания" - данные ученый зафиксировал в так называемой "кривой забывания".

повторенье2.jpg

Эббингауз заучивал бессмысленные слоги из двух согласных и одной гласной буквы, которые не вызывали у него никаких ассоциаций. Забывание усвоенного происходило стремительно - в течение одного часа "уничтожалось" до 60% информации. Однако через 10 часов терялось меньше - всего 5% информации. Чем больше был промежуток времени, тем сильнее замедлялся процесс забывания.
Все это помогло психологу придумать "противоядие" - то есть способ, как замедлить процесс забывания. Все оказалось довольно просто: информацию необходимо повторять как раз тогда, когда мозг от нее почти отказался. Так появилось интервальное повторение.
Американский психолог Роберт Гроудер уже в XX веке подтвердил предположение немецкого коллеги. Мозг учится лучше, когда обучение ориентировано на расписание. Этот феномен называют "эффектом интервалов": информация эффективно кодируется в долговременной памяти, когда учебные занятия чередуются с большими перерывами. Например, чтобы запомнить фразу на английском языке, ее нужно повторить через 5 минут. Затем - через сутки, двое, неделю, месяц - каждый раз интервал должен увеличиваться, чтобы единица прочнее закрепилась в памяти.
Американские исследователи Боб Салливан и Хью Томпсон (психолог и математик по образованию) предложили свой алгоритм повторений: 5 секунд — 25 секунд — 2 минуты — 10 минут — 1 час — 5 часов — 5 суток — 25 дней — 4 месяца. Выбрать можно любой, главное, чтобы он подходил именно вам.
С другой стороны, может возникнуть логичный вопрос: согласно естественной функции памяти (запоминание всегда приводит к забыванию), человек в итоге может забыть вообще все. Почему же этого не происходит? Бенедикт Кэри, автор книги "Как мы учимся", пишет о усовершенствованной "теории неиспользования". Он понял, что память обладает еще двумя характеристиками - хранением и извлечением. Время никак не влияет на первую - хранение: информация никуда не исчезает, а все время остается в памяти. Надежность хранения можно усилить путем повторения. А вот извлечения - более сложная функция. Иногда найти и применить информацию, полученную ранее, труднее - кажется, что мы ее просто забыли (но это не так).

Интервальное повторение при изучении языков
Преподаватели разглядели потенциал интервальных повторений давно, но только сейчас стараются полноценно внедрить метод в образовательный процесс. Один из стандартных подходов - "метод РРР": Presentation, Practice, Production. Сначала новую тему нужно презентовать ученику (Presentation). Затем ученик под контролем преподавателя выполняет задания по теме. В конце концов все сводится к Production: обучающийся использует полученные знания на практике сам - чаще в ходе сторителлинга, диалога или ролевой игры.

Интервалы и карты Лейтнера
Интервальное повторение совмещают также с использованием флэш-карточек по системе Лейтнера (по имени Себастьяна Лейтнера, автора методики). На картах указывается необходимая для запоминания информация - например, слова по теме "Семья".
Когда у обучающегося получается усвоить новую лексику на начальном уровне и безошибочно воспроизвести ее, карта переходит в новую категорию - ее повторят спустя бóльший промежуток времени. Если возникают трудности с элементарным запоминанием, то карта остается в первой категории. Каждый раз заученные слова "переходят" на новый уровень - преподаватель увеличивает интервал повторения.
Такие категории, или блоки, чаще делают с опорой на следующие промежутки: повторение через день, повторение раз в неделю, повторение раз в 2 недели и так далее. Если предстоит сдача зачета или экзамена, то систему повторений перестраивают так, чтобы финальное повторение происходило прямо перед сдачей теста. Если же информацию необходимо просто зафиксировать в долгосрочной памяти, то периодичность повторений может быть увеличена до бесконечности.

повторенье3.jpg

Если вы самостоятельно занимаетесь изучением слов или правил по методу интервальных повторений, то можно создавать в календаре на телефоне события, чтобы не забывать "обновить" данные в нужное время. К тому же, существует немало приложений для запоминания, которые будут время от времени присылать вам пуш-уведомления - лучшими помощниками в этом деле станут Anki, Quizlet и Flashcards+.

Как применять метод?
Важно знать, что повторение - это не просто проговаривание слова. Можно писать написать эссе или выполнять другую письменную творческую работу с лексикой по теме, как вариант - составлять монологи в стиле Ted Talks. Сюда же относится просмотр видео или фильмов, в которых часто употребляются нужные слова. В таком случае нужно добавить "механическое" упражнение: например ответить на вопросы по просмотренному или написать рецензию.
Популярный в современном образовании метод проектов приносит не меньше пользы. Этот способ воплотить в одиночку будет непросто, поэтому он больше подходит для группового обучения. Например, учащимся можно предложить долгосрочный проект на заданную тему - осваивая новый лексический материал, они будут "расширять" работу, дополнять и дорабатывать её.

Что еще поможет?
- Систематизация нагрузок
- Преподаватели с опытом советуют начинать с изучения самых сложных тем, а после переходить к более простым.
- Нейроконнект
- У человека есть визуальная память, которая опирается на ассоциации. Флэш-карты можно дополнять картинками или описаниями, которые создадут прочную связь между изучаемым материалом и опытом, который вы усвоили ранее.
- Регулярность
Любой процесс - особенно изучение иностранного языка - должен быть регулярным, иначе результата от работы вы получите немного.
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?