Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) провёл детальный анализ выполнения экзаменационных работ выпускников школ по обществознанию. Эта информация станет полезной для школьников и педагогов, которым будет полезно знать о наиболее частых затруднениях при ответе на поставленные вопросы ЕГЭ.
Сотрудники института отмечают стабильность результатов ЕГЭ по обществознанию, которые особо не меняются.
В ходе анализа выполнения заданий было выявлено две основные группы выпускников, которые относятся по разному к предмету:
1. Первая группа ребят отличается хорошими знаниями и трудолюбием в изучении обществознания.
2. Вторая группа учащихся относиться легкомысленно, так как считает предмет не очень сложным, а сдача ЕГЭ по их мнению не вызовет затруднений.
Обществознание является сложным предметом, освоить который без внимательного и кропотливого изучения невозможно. В экзаменационных заданиях есть вопросы из философии, экономики, политологии и правоведения. Многие задания содержат требования по развёрнутому ответу.
В прошедшей экзаменационной кампании 2018 года выпускники показали неплохие знания базовых понятий из разных разделов курса обществознания:
· природные и общественные черты человека;
· потребности и интересы;
· разновидности культуры;
· глобальные проблемы наступившего века;
· суть экономических систем;
· рынок и рыночные механизмы в экономике;
· спрос и предложение;
· социальные группы;
· виды отклоняющегося поведения индивидуума;
· понятие государства и власти;
· порядок приёма на работу;
· заключение и расторжение трудового договора;
· правовое регулирование супругов;
· основные принципы гражданского и уголовного процессов.
Затруднения вызвали знания, которые нужны выпускникам школ для социализации в обществе в качестве граждан страны, работников и участников экономической жизни.
Специалисты ФИПИ отмечают неполное знание учащимися основ конституционного строя, прав и свобод гражданина, обязанности, изложенные в Конституции РФ. Часть ребят не способна объяснить, как устроена государственная власть в стране, путается в названиях и задачах органов законодательной и исполнительной власти.
Участники экзаменационной кампании показали недостаточные знания, необходимые им в жизни:
· понимание задач разных финансовых институтов;
· знание экономических процессов;
· понимание и определение инфляции и безработицы;
· основы системы налогообложения в России.
К сожалению, не все выпускники школ смогли понять содержание таких понятий, как: гуманизм, гражданственность и патриотизм.
Часть ошибок связана с низкой способностью чтения и понимания заданий, формулирование своих мыслей, аргументации мнения по многим социальным вопросам.