Поколение кнопки: почему Россия так опасается ИИ в образовании
Проблема, которую Владимир Путин обозначил на заседании СПЧ, звучит как угроза национальной безопасности: «Нам ни в коем случае нельзя потерять поколение… которое вместо того, чтобы думать, будет просто нажимать кнопочку». Этот страх не перед технологией как таковой, а перед интеллектуальной пассивностью стал главным драйвером хаотичных поисков правил игры для ИИ в российских вузах.
История началась с громкого кейса в 2023 году, когда студент РГГУ защитил диплом, написанный нейросетью. С этого момента система высшего образования, привыкшая к десятилетиям относительной стабильности, оказалась в ситуации, где старые критерии честности и авторства перестали работать.
Ответом стала не федеральная стратегия, а волна локальных экспериментов. Одни университеты, как Самарский, пошли по пути создания этических «кодексов» сводов принципов, разграничивающих плагиат и легитимное использование ИИ как инструмента. Другие, как Высшая школа экономики, первыми приняли жёсткие внутренние регламенты, обязывающие студентов маркировать любой сгенерированный контент под угрозой дисциплинарного взыскания.
«Самый оптимальный вариант… использование нейросетей для обработки информации… но запрет на генерацию научного текста», поясняет практику СПбГУ эксперт Камилла Нигматуллина. Этот компромисс пытается отделить рутинную работу с данными от креативного и аналитического процесса, который должен оставаться за человеком.
Таким образом, российское образование пытается решить не техническую, а философскую задачу: как интегрировать инструмент, способный имитировать мышление, не убивая само мышление. Пока что этот поиск напоминает попытку собрать пазл без картинки-образца. Главный риск что страх «потерять поколение» приведёт не к развитию критического мышления, а к тотальному контролю и запретам, которые оставят студентов один на один с технологией, которую они не учатся осмысленно применять. Итогом может стать не «поколение кнопки», а поколение, которое просто научится лучше её скрывать.
