2016 год объявлен годом российского кино. Именно в связи с этим на заседании Правительственного совета Владимир Мединский, министр культуры РФ, говорил не только о кинематографе как таковом, но и о мероприятиях, касающихся роли кинематографа в образовании.
Владимир Мединский сказал, что воспитание хорошего вкуса это один из наиболее важных и актуальных вопросов. В рамках его решения ещё три года назад был создан список из 100 лучших фильмов, созданных в России для показа их школьникам. В этом году будет создано ещё 100 лекций, которые авторы посвятят кинофильмам из этого списка.
Осталось сделать самое главное: ввести в школьную программу на факультативных началах соответствующий учебный предмет, в рамках которого будет изучаться история российского кино. Дидактический материал для такого курса, по словам министра культуры, полностью готов.
Министр культуры обратился к министру образования с просьбой поддержать его в инициативе создания факультативного курса, а также попросил премьер-министра Дмитрия Медведева оказать поддержку в решении вопроса о создании школьного факультативного курса.
Зачем всё это нужно?
Владимир Мединский отметил, что к просмотру хороших фильмов нужно приучать именно школьников, потому что во взрослом возрасте такое приучение становится всё более сложным. Но сегодня быть по-настоящему культурным человеком, имея лишь смутное представление о шедеврах кинематографии, созданных в России в прошлом веке, невозможно. Министр культуры указал также ещё на одну составляющую: хороший фильм становится значимой иллюстрацией для изучения литературы и истории, а может быть, и других предметов в школе.
Новый курс
Как будет проходить работа над созданием нового школьного факультативного курса об истории кино?
До начала нового учебного года со списком кинофильмов будут работать эксперты, среди них учителя, психологи, киноведы. Они определят, для какого конкретно возраста и для какого момента изучения школьной программы подходит тот или иной кинофильм из рекомендованного списка 100 лучших фильмов. Соответственно, будут разработаны методики проведения факультативных уроков. Выбор кинофильмов в списке очень широк, интересное и полезное найдётся для детей с первого по 11 класс. Вопрос о возрастных ограничениях к тому или иному фильму будет решаться в министерстве образования.
Предполагается, что дополнение учебных материалов кинематографическими образами должно перекликаться с учебным планом в целом. Так, например, фильм «Иван Грозный» Эйзенштейна или кинокартина «Адмирал Нахимов» будут художественно дополнять программу по истории России, а фильм С. Бондарчука «Война и мир» может обсуждаться вместе с романом Толстого на уроках литературы.
Что может дать факультатив?
Более подробно, о том, что может дать школьникам факультативный курс, рассказал Дмитрий Ливанов, глава министерства образования. По его словам, любая система образования, в которую включаются инновационные компоненты, основана на ряде неких культурных единиц. Их ребёнок должен освоить за время обучения в школе. Причём объём и содержание единиц должны быть выбраны на основе консенсуса.
Сегодня существуют две острые, связанные с тенденциями образования, проблемы.
- первая связана с резко выросшим объёмом информации, который может быть доступен для ребёнка или подростка, и обусловленный этим фактом культурный разрыв между детьми и молодёжью и более старшим поколением. Культурные образы, которые сегодня видят дети, порой просто незнакомы значимым для них взрослым: учителям, родителям. Возникает серьёзный риск расхождения этого набора культурных единиц между старшим и младшим поколением.
- есть и вторая проблема. Это иммиграционные потоки. Отсюда следует, что в рамках одной школы, и даже в одном классе находятся дети, принадлежащие буквально различным культурам.
С такими проблемами намного раньше, чем у нас в стране, столкнулись многие развитые страны, и немного продвинулись по пути решения обеих проблем. Раньше традиционным путём их решения считалась децентрализация, но сегодня делается другой выбор: единые стандарты, но не только образовательные, но и культурные. К ним в полной мере относятся наиболее значимые российские фильмы.
Визуальная грамотность, как ей учить?
Даже вполне информированный человек чаще воспринимает всё то, что показано на экране и мониторе, не как специально сконструированное событие, а как то, что происходит на самом деле. Так после выхода фильма «Остров» П. Лунгина, во все монастыри приносили сотни писем на имя главного героя фильма, отца Анатолия, в них были рассказы о себе, вопросы. Но одновременно с этим развивается и другая тенденция. Реальность почти всегда воспринимается как нечто иллюзорное. Наблюдая за трагическими событиями на экране, человек привычно переключает каналы, воспринимая трагедии как режиссерский замысел. Современный школьник все свои знания о мире берёт в первую очередь с экранов. Чтобы ответить на такую экспансию медиапотоков, учителям придётся предпринимать максимум усилий, иначе школьные знания в рамках учебных дисциплин окажутся унесёнными мощным потоком медийной продукции.
Грамотным и адекватным ответом, считают некоторые эксперты, могут считаться уроки визуальной грамотности в рамках школьного факультатива по истории кинематографа. Это другой подход к киноленте. Очень полезно уметь относиться к фильму как к тексту, имеющему автора. А автор в любой текст вкладывает свой message, может быть даже и не отдавая себе отчёт. И при просмотре фильма, как и при чтении художественного текста, нужно понять, где сообщение, что оно значит и зачем оно было сделано. Научившись понимать кинотексты, подросток сможет понять не только сам message, но и мировоззрение автора, и цель, с которой он его сообщает.
Как можно научить визуальной грамотности (на основе советов экспертов)?
1. Выбор фильма. Кинолента должна быть по-настоящему хорошей, и вместе с тем - актуальной, важной и проблемной как для детей, так и для их учителя;
2. Учитель должен владеть визуальной грамотностью сам. Понимать такие киноэлементы, как монтаж, ракурс, композиция, ритм, цвет и многое другое.
3. Правильно составленная программа, переход от одного фильма к целому ряду в определенных рамках: например, фильмы об определённой исторической эпохе или же фильмы по известным литературным произведениям.
4. Умение учителя построить проблемное обсуждение с постановкой вопросов, важных для него самого и для ребёнка.
В школьном курсе истории кино не предполагается ни зачётов, ни экзаменов, так как важны в нём не столько обучающие, образовательные результаты, сколько чувство общей сопричастности при обсуждении фильмов.
Что, возможно, должно в этом плане сделать министерство образования? Найти часы на такой факультатив, обеспечить школы копиями фильмов хорошего качества, техническим оснащением для их просмотра, позаботиться о том, чтобы были полностью решены вопросы с авторскими правами.
По мнению Дмитрия Ливанова, детям будет не слишком просто посмотреть и обсудить тот или иной фильм, но ведь и смысл образования по большому счёту — это преодоление интеллектуальных трудностей. А работа, связанная с кинофакультативом, сделает образование, по мнению министра, более глубоким и результативным.
Комментарий:
Сергей Гринберг, композитор,музыкант, пианист, музыкальный редактор:
"Что касается предложений Мединского, то я не помню такого из них, к которому бы отнесся положительно. Думаю, что и это его предложение будет направлено на те фильмы, которые он лично со своим кабинетом считает достойно изображающим в его понимании современную действительность России. А если иметь в виду фильмы, вернее, их сценарии, которые должны проходить так называемый питчинг, то мало что из действительно хороших фильмов вообще пройдет в эту школьную факультативную."