Все ожидают результатов принятия нового профессионального стандарта для школьного учителя. Использовавшиеся ранее должностные инструкции и действующие квалификационные категории признаются устаревшими и заменяются новыми профстандартами, которые начинают действовать в образовательных заведениях любого типа.
Что это такое профстандарт
Профстандартом называется развернутый документ с отражением всей суммы компетенций школьного учителя, профессиональных и личных. На его основе планируется проводить аттестацию, на которой педагогам будет присваиваться новая квалификационная категория. Он же будет учитываться при приёме педагога на новую работу, при написании новых должностных инструкций и расчёте норм оплаты труда.
В документе детализируются и подробно описываются те знания и навыки, которыми обязан владеть педагог. Все они разделены на отдельные модули по предметным областям. После утверждения профессионального стандарта началось его обсуждение, и проходило оно довольно бурно. К апробации нового документа подключилось 43 региона, они и стали пилотными, там были созданы соответствующие площадки для стажировки.
Основные составляющие профстандарта педагога – это обучение, воспитание и развитие. Две первые составляющие не вызывают вопросов у педагогов и понимаются однозначно. Основное требование к школьному учителю в рамках этих составляющих – это знание на высоком профессиональном уровне своего предмета и умение научить, донести его суть до учеников, опираясь на современные техники и приёмы.
Раздел же, касающийся развития, вызвал много споров в педагогической среде. Согласно обновлённому стандарту, педагог, действующий в тесной связке со школьным психологом и логопедом, должен уметь определять и корректировать различные проблемы учеников. Это непросто и само по себе, а особенно в ситуации недавних массовых сокращения узких специалистов в школах: дефектологов, психологов, врачей. Сокращения проходили под эгидой оптимизации расписания и поиска средств для повышения зарплаты педагогам.
Что нового привнесет профстандарт
По мнению авторов, составляющих документ, он сможет увеличить ответственность педагога за результаты всей его педагогической работы, заинтересовать педагога возможностью профессионального роста и предоставлением большей свободы творчества.
В тексте документа говорится, что профессиональный стандарт:
· Будет служить инструментом для качественного роста образования в России;
· Являться измерителем квалификации учителя, причём измерителем, независимым от мнения администрации школы или руководства отдельного региона;
· С помощью этого документа можно сформировать ключевую часть трудового соглашения с педагогом, а также принять его в образовательное учреждение на работу.
В профстандартах указано пять направлений квалификации и большое число профессиональных компетенций. Так, например, выполнение воспитательной работы с учениками требует от педагога владения 18 различными умениями, а для развития ученика – уже 20. Особое место в профстандарте уделяется программам инклюзивного образования, работе с одарёнными учениками и детьми из неблагополучных семей.
Авторы документа старались отойти от технократического подхода к оценке труда учителя и ввели более гуманные и творческие. Например, появилась такая компетенция, как готовность работать с учениками с разным уровнем их личностного развития.
Проблемы внедрения
Проблемы внедрения, по мнению экспертов – это совершенно недостаточная финансовая база во многих образовательных учреждениях и отсутствие достаточного количества специалистов узкого профиля, таких как психологи, логопеды, тьюторы.
Если в профстандартах говорится о создании доступной среды для учеников, значит, в каждой школе предполагается специальное оборудование для инклюзивных учеников: пандусы, особым образом устроенные места в столовых и туалетах, подъезды к школьному зданию и многое другое.
В условиях же дефицита кадров педагоги вынуждены трудиться на полторы, а то и две ставки, при этом говорить об индивидуальных подходах к ученикам довольно сложно. Почему меняются профстандарты
Не секрет, что мировоззрение детей за последние годы серьёзно изменилось. Причин этому много: значительное расширение информационных потоков, изменение ведущих ценностей, появление принципиально новых зданий. Содержание же школьных учебников не успевает за произошедшими изменениями и становится всё менее актуальным. Расширение полномочий учителя и расширение его свободы действий и является основной целью нового профстандарта.
Современные дети требуют особого подхода к ним самим, и к процессу их обучения.
Учителя сегодня работают с одарёнными детьми, детьми с инклюзией, учениками, недостаточно владеющими русским языком (в связи с возрастанием интенсивности миграционных процессов на всей территории страны). Всё это требует новых компетенций учителя.
В основе нового профстандарта лежит новая модель карьерного роста педагога, основанная на понятии «должность учителя». Такие должности будут существовать параллельно с фиксирующими квалификацию категориями. Оценка квалификации же пока находится в состоянии «тонкой настройки». Принято решение о создании трёх должностей: «учителя», «старшего учителя» и «ведущего учителя». Специально для педагогов старшего поколения, вводится должность «заслуженного учителя», которая позволит педагогу, имеющему большой стаж, полностью сохранить авторитет и материальные привилегии.
Сложный вопрос – критерии оценки
Единых критериев оценки работы учителя сегодня не существует, таким критерием может стать лишь оценка успешности учеников. Однако есть большая разница в методике оценки успехов здорового ребёнка – это и оценки за ЕГЭ, и участие в олимпиадах. Однако, как оценить успешность проблемного ребёнка? Допустим, в начале обучения, он делал 100 ошибок, а в конце – только 10, но при этом, по общепринятым правилам, за ЕГЭ у него всё та же двойка. Однако учитель проделал огромный труд, который обязательно должен получить оценку. Решением этой проблемы может стать переход учителей на «Эффективные контракты», они будут приняты уже в 2018 году. Критерии оценки эффективности будут разработаны уже к моменту перехода на них. Предполагается, что профессионалы смогут оценивать достижения своих коллег через своё собственное сообщество, как происходит во многих странах. Такая система оценки действует уже во многих профессиях, в самом скором времени она заработает и для учителей школы.
Предварительные выводы
Педагогический стандарт с одной стороны явится инструментом измерения труда педагога, а с другой – не будет ограничивать его творчество. В самом документе имеется как обязательная, так и дополнительная часть, в которой возможны изменения, обусловленные конкретными обстоятельствами.
Документ, и это специально подчёркнуто в его редакции, не будет негативно сказываться на материальном положении педагога.
В новом профессиональном стандарте сохранятся квалификационные категории и звания, к которым добавятся и необходимые компетенции, а также возможности профессионального роста.
Комментарий:
Алексей Геннадьевич,учитель математики:
-Как вы оцениваете профстандарты?
-Неоднозначно .С одной стороны это нормативно-правовой документ, который в ближайшем будущем будет регулировать профессиональную деятельность учителей в самых многочисленных ее аспектах и сможет задать ориентир развития для начинающих педагогов (как молодых специалистов, так и учителей, недавно перешедших из другой сферы в образование). С другой стороны, непродолжительная апробация профстандарта, скоропалительная попытка внедрения в 2015 году, перенос на 2017 год свидетельствуют о том, что профессиональное педагогическое сообщество пока не готово к повсеместному увеличению требований к современному педагогу.
-Что они дадут?
-Текущая политика в сфере образования в совокупности с современным законодательством (ФЗ об образовании, НСОТ, ФГОС, сдача ЕГЭ учителями), а теперь еще и профстандарты приведут к тому, что «…народ совсем побежит из школ…» - именно эти слова произнес мне на одном из собеседований завкафедрой одной столичной гимназии, в недавнем прошлом директор школы в Сабурово. С сожалением констатирую, что уверенности в завтрашнем дне точно не дадут. Понадобится много времени, прежде чем увидеть позитивные стороны профстандарта.
-Чего опасаться и кому?
-Уже сейчас есть директора, переводящие своих сотрудников на т.н. эффективный контракт , по сути трудовой договор сроком на 1 год (что не совсем законно). Некоторые учителя опасаются, что с переходом на этот контракт часть позиций (а то и все), за которые они могли получить стимулирующие, плавно перетечет в оклад.