Этим летом Министерство образования отметило серьёзную проблему, связанную с большим числом абитуриентов, поступающих в вузы вне конкурса — в качестве победителей или призёров олимпиад. По действующим правилам победители всероссийских олимпиад, а также ещё нескольких видов олимпиад, входящих в особый перечень, имеют право поступать в вуз вне конкурса.
Большой наплыв победителей и призёров привёл к тому, что выпускники, не участвовавшие в олимпиадах, но отлично сдавшие экзамены и получившие по нескольким предметам 100 баллов на ЕГЭ, имели сложности с поступлением, так как бюджетные места были уже заняты.
Более того, и между самими победителями олимпиад тоже возникло некое соревнование за право поступления, так как бюджетных мест не хватило на всех.
Об этом в интервью телеканалу рассказала министр образования Ольга Васильева.
Этот факт – весьма серьёзен, и естественно требует принятия определённых мер и дальнейшего осмысления.
Что же произойдёт? Смогут ли победители и призёры олимпиад и в будущем поступать на внеконкурсной основе, или же в приоритете окажутся абитуриенты, имеющие высокие баллы по ЕГЭ, а преференции для олимпиадников будут сокращены?
Вопрос очень сложный, и чиновники пока не предложили на него даже ориентировочного ответа, заверив, что он будет обсуждаться в министерстве.
Победа на олимпиаде vs. 100 баллов на ЕГЭ
Как правило, призовые места в школьных олимпиадах и очень высокие баллы на ЕГЭ, да ещё по нескольким дисциплинам сразу, это вещи мало совместимые, так как в этих видах испытаний поверяются различные знания, умения и навыки. Однозначно ответить на вопрос, какие же из них больше нужны вузам, тоже далеко не просто. С одной стороны – результаты ЕГЭ стали основной и практически единственной мерой «успешности» выпускника. Да и сам факт ЕГЭ позиционировался педагогами как способ облегчить талантливым детям поступление в вуз, обеспечив для всех равные стартовые условия. Следовательно, ориентироваться нужно именно на эти результаты. С другой стороны, победителей школьных олимпиад Виктор Садовничий называет элитой. Действительно, можно надеяться, что именно они проявят себя в будущем как люди выдающиеся в своей профессии.
А есть ли ответ на вопрос «Зачем ведущему вузу первокурсник – стобалльник?» Есть ли у этого абитуриента что-то «за душой», дающее ему большие преимущества? Не перед такими же обычными школьниками, набравшими меньшее число баллов, а перед абитуриентом, уже проявившим себя в специальности, которой обучают в данном вузе. Да, стобалльник - усидчивый. аккуратный, хорошо знающий школьную программу. А у победителя олимпиад зато есть заинтересованность в данной специальности, и она не временная, а довольно продолжительная. И он уже в неё вовлечён, уже понимает проблемы, которые ставит перед ним преподаватель. А что у стобалльника? Может быть, ему следовало бы как-то с большим интересом подходить к процессу обучения? Если бы был такой интерес, тянулся бы человек к знаниям ещё со школьной скамьи, участвовал бы в олимпиадах, занимал бы призовые места. Школьные олимпиады – отличное решение для подбора детей, которые умеют решать нестандартные задачи. У профильных олимпиад есть и прикладная функция, связанная с поступлением в вузы и проходными баллами. Для поступающих на инженерные специальности это удобный способ стать менее зависимым от результатов обязательного экзамена по русскому языку, который, конечно, чрезвычайно важен, но не относится к профильному.
Приоритет призёров – не единственная точка зрения. Очень многие придерживаются и прямо противоположной позиции. По их мнению не всем суждено участвовать в олимпиадах по самым объективным причинам. Многие дети из провинции просто не имеют возможности участвовать в перечневых олимпиадах, так как ничего не знают о них, а незаинтересованные педагоги не ведут никакой работы, связанной с такими олимпиадами. Чтобы участвовать в них у школьника должны быть очень заинтересованные родители, к тому же, обеспеченные материально. А такие есть далеко не у всех, и это никак не связано с желанием и возможностями самого ребёнка.
Да и 100 баллов на экзамене - это тоже важно. Да, заинтересованность в предмете по баллам определить практически нельзя, но можно с уверенностью констатировать крепкую нервную систему выпускника, хорошо работающую голову, умение использовать свои знания так, как и требуется в конкретной ситуации. И это очень немало.
Медалисты
Есть ещё одна категория школьников, получивших за учёбу в школе высшую награду – золотую медаль, правда сейчас она не называется «золотой», а называется медалью за особые заслуги в школе.
Получить её очень непросто. Для этого нужно иметь аттестат, в которым все школьные дисциплины оценены на отлично.
А какая от медали практическая польза? Есть ли привилегии у медалистов?
В отличие от победителей олимпиад, школьники с медалью не имеют особых преимуществ при поступлении в вузы, так как оцениваются только баллы, полученные на госэкзамене. Конечно, если вдруг при поступлении возникнет ситуация, при которой на одно место будут претендовать сразу два выпускника с одинаковыми баллами, вот только тогда преимущество получит обладатель медали.
Есть и некоторые другие бонусы. При поступлении в вуз ученику, имеющему медаль, будет добавлено некоторое количество дополнительных баллов. Сколько – каждый вуз решает самостоятельно. Ведущие университеты России, такие как Московский Лингвистический университет, Автодорожный институт, МЭИ и МАМИ добавляют 10 баллов, это максимально возможное количество. МГУ добавляет 6 баллов. Это совсем не так много, хотя в спорной ситуации и эти баллы смогут стать решающими. Вот, собственно говоря, и все преимущества, положенные медалисту при поступлении. Этот факт совсем не значит, что школьная медаль бесполезна. Нет, это престижный знак отличия, выделяющий такого ученика из массы среднестатистических школьников.
Для медалистов организуется особый бал, где присутствует городская элита, представители министерства образования. Это красиво, престижно, памятно. Ну, а для поступления вне общего потока остаются пресловутые 100 баллов на ЕГЭ или победы в олимпиаде.
Комментарий:
Ирина Семеновна Катченкова, историк, поэт:
«В решении вопроса о том, кому отдать предпочтение («медалисту», «стобальнику» или «олимпиаднику») — нужно идти от конкретного ученика. Бывает, что человек упорно готовится к ЕГЭ и успешно его сдает. Значит оценку он заработал справедливо. А бывает, что предметная олимпиада лучше определяет способности человека, поскольку там повышенный уровень сложности заданий. К «медалистам» я отношусь скептически. Зачастую для получения хороших результатов учителя начинают «подтягивать» учеников. Раньше РОНО строго следили за тем, чтобы «медали» получались справедливо. Теперь этот контроль меньше».