При слове «отпуск» на душе у любого трудящего становится теплее. Однако права и обязанности регулируются законом. У творческого отпуска для преподавателей есть свои особенности.
У нас и на Западе - по-разному
Творческий отпуск... В англоязычных компаниях у него есть устойчивое название sabbatical. Это одна из наиболее интересных форм отпуска сроком до одного года для преподавательского состава. Такой отпуск предоставляется сотрудникам университетов, ведущих педагогическую деятельность и проработавших в системе образования не менее 10 лет. Данный вид отпуска известен давно, условия его получения полностью описаны в законах, однако до сих пор практика его получения была практически не распространена в нашей стране. В зарубежных компаниях такой отпуск предоставляется часто, он востребован не только в преподавательской, но и научной и даже в бизнес-среде.
Однако ситуация в нашей стране постепенно меняется. Этой зимой преподаватели одного из московских вузов заключили с факультетом новый трудовой договор, согласно которому они могут получать такой оплачиваемый отпуск на срок до 12 месяцев, чтобы написать диссертацию, учебное пособие, научную монографию. Такие же договора подписаны ещё в нескольких вузах. Творческий отпуск положен не только профессорско-преподавательскому составу, им могут воспользоваться молодые учёные для работы над своими диссертациями, правда срок такого отпуска будет меньше.
Конфликт из-за отпуска
Как же получилось так, что творческий отпуск, гарантированный ТК и Министерством образования, вдруг потребовалось обсуждать на собрании трудового коллектива и прописывать в коллективном договоре?
Дело в том, недавно в одном вузе разгорелся серьезный конфликт, обусловленный позицией руководства, отказывающегося предоставлять такой отпуск. Дело дошло до неоднократного обращения в суд. Доцент университета комментировал ситуацию таким образом. Несмотря на то, что ТК и Минобрнауки РФ гарантируют сотрудникам длительные отпуска, позволяющие творчески и профессионально развиваться без совмещения с ежедневной преподавательской деятельностью, руководство вуза в них отказывает, ссылаясь на то, что такие отпуска в российских университетах не приняты и идут вразрез с общепринятыми традициями.
Таким положением вещей был серьёзно озабочен профсоюз преподавателей университетов. Невыполнение руководством вузов положений трудового кодекса могло привести к нарастанию критической массы недовольных и пожелавших на этой волне получить свой заслуженный отпуск «здесь и сейчас». Может сложиться парадоксальная ситуация, когда в длительный отпуск соберётся миллион учителей, имеющих соответствующий стаж, но никогда ещё таким отпуском не пользовавшихся. Профсоюз уверен, что нужны коллективные действия для поддержки борьбы преподавателей. Сопредседатель профсоюза вуза обратился ко всем преподавателям, призывая их взять творческий отпуск.
Как использовать отпуск?
Как же предполагается использовать такой отпуск?
Творческий отпуск отличается от обычного тем, что имеет целевое назначение. Он объединяет сразу несколько вариантов деятельности и отличается от обычного (ежегодного) намного большей продолжительностью и другими правилами предоставления. Согласно приказу №644 от 31.05.16 отпуск предоставляется тем работникам образовательных учреждений, которые ведут педагогическую деятельность. Важно то, что отпуск предоставляется только после десяти лет работы по профессии, но стаж для него может накапливаться в разных местах работы, единственным условием должна быть госаккредитация учебного заведения. Часто считается, что такой отпуск получают для того, чтобы сосредоточиться на написании диссертации. Однако на практике это не совсем так. Заявление об отпуске рассматривается учёным советом уже после того, как соискатель получает допуск, а это значит, что его диссертация к этому времени уже почти написана.
Насколько такой отпуск выгоден преподавателю, который его получает? Видимо, он позволяет заняться решением вопросов, лишь косвенно связанных с преподавательской и научной деятельностью — написанием и публикацией научной литературы. На этот вид деятельности при высокой педагогической нагрузке не хватает времени. Более того, погружение в однотипную работу, тем более такую эмоционально напряжённую, как преподавание, приводит к понижению общего темпа его работы, и поэтому такая смена деятельности однозначно полезна и для последующего возвращения к работе. С другой стороны, для руководства учебного заведения такой отпуск создаёт массу дополнительных проблем. Сотруднику, ушедшему в творческий отпуск, придётся подыскивать замену на время его отсутствия. Предоставление такого продолжительного отпуска может провоцировать конфликты в коллективе, поэтому должно происходить по абсолютно понятной и простой процедуре и учитывать то, что такой отпуск должен быть доступен всем, кто в нём заинтересован.
Сложности могут возникнуть с денежными выплатами, а также с рассмотрением процедуры ухода и возвращения к работе. Нужно продумывать, потребуются ли изменения в карьере сотрудника после того, как он возвратится из отпуска. Целесообразно будет и поддерживать с ушедшим в отпуск сотрудником связь на всё время отпуска: сообщать ему важные новости и поддерживать его связь с учебным заведением так, чтобы не прервать полностью взаимоотношения.
Эксперты утверждают, что такие отпуска будут популярными только при строго ограниченных обстоятельствах, несмотря на то, что раньше, во времена СССР, были распространены достаточно широко, да и в западных странах используются довольно часто. Но в современной России сегодня сложилась особая ситуация: появилась возможность сделать быструю карьеру или создать успешный бизнес или творческий проект. Длительный отпуск в такие планы вписывается не слишком хорошо. Выпадая из рабочего процесса на довольно большой срок, можно растерять определённые навыки и в некоторой степени потерять связь с аудиторией. У тех же преподавателей, которые не озабочены далеко идущими планами относительно своей карьеры, обычно нет и желания заниматься диссертацией и написанием монографий.
Комментарий:
Иванова Елена, преподаватель: «Большинство моих коллег, наверное, были бы рады отпуску. У всех много творческих планов, многие готовят книги, учебники. Никто не откажется от отпуска. Но будут ли за него платить? Я сомневаюсь. У государства не так много денег, чтобы платить и отдыхающему, и тому, кто его заменяет. Есть проблема и с тем, что отпуск могут не получить «строптивые» преподаватели. Ну, не у всех же хорошие отношения с начальством. Возможно, одним людям отпуск будут давать охотно, а другим будут отказывать под благовидными предлогами. Должен ли кто-то защищать тех, кому отказали? И будет ли критерий оправданности отпуска, для диссертации или для книги? А эту диссертацию или книгу нужно потом предъявить начальству в доказательство того, чем ты занимался и ее содержание будет кто-то проверять?В отпуск, конечно, хочется. Но на Западе преподаватели получают столько, что они могут накопить деньги на проживание во время творческого перерыва. А в России преподаватель живет от зарплаты до зарплаты. И многим не до творческого отпуска».