В рамках национального проекта «Образование» школьники будут обучаться программированию и другим дисциплинам по IT - технологиям. Обучение будет бесплатным для всех желающих. Новый формат занятий предполагает полное погружение в начала программирования, интернет-технологий и робототехники. Центры обучения представляют собой сеть профильного образования, она действует на федеральном уровне. Её задачи - подготовка специалистов в IT-сфере. Дети начинают учиться, начиная с 6 лет, и не просто изучают технологии, а самостоятельно создают программные проекты. Такие проекты – полностью готовые решения, например сконструированный и полностью функционирующий сайт, или программа безопасности, справляющаяся с поставленной перед ней задачей. Партнерами обучающих центров стали известные на мировом уровне компании.
Цели проекта
Цель — повысить доступность дополнительного образования и сделать его более разнообразным. Обучение основывается, как уже было сказано, на проектной деятельности, но во время обучения применяются и классические научные исследования, и инженерные разработки. Обучающиеся в клубе получат предпрофильную подготовку по одному направлению из предлагаемых в центре, и затем смогут получить профессию в рамках ИТ.
Ещё одна цель проекта – формирование образовательной экосистемы новейшего формата, в которой будут объединены лидирующие в данной сфере крупные компании, наставники (как правило, практикующие в данных направлениях) и начинающие разработчики школьного возраста.
Инфраструктура проекта — это высокотехнологичное оборудование и высокий уровень материально-технического оснащения центра.
В содержание проекта включены образовательные программы, разработанные совместно с лидерами рынка технологий. Вместе с очным обучением предлагаются онлайн-курсы.
Конкурсный отбор на получение гранта прошли 5 центров из 12 претендентов.
Сеть центров уже начала работать на федеральном уровне в Вологде, В.Новгороде, Казани, Астрахани, Краснодаре. Елена Рябова, глава Департамента образования Вологодской области, в интервью с РБК рассказала, что практикующие специалисты будут работать с детьми, прошедшими отбор по одному из направлений в рамках национального проекта.
Основные направления работы со школьниками
1. Основы программирования на Python. Программа рассчитана на два года обучения и включает в себя теорию и практику. Обучаются ученики 9 – 11 классов, у которых есть способности и склонности к алгоритмическому мышлению, хорошо знают школьную математику и хотя бы один язык программирования на начальном уровне. То есть, способны разобраться в циклических и условных конструкциях. В результате дети получат навыки самостоятельного программирования и выполнят выпускной проект. Занятия ведут сертифицированные преподаватели.
2. IT Школа использует в обучении курс, разработанный Исследовательским центром в РФ. Учащиеся осваивают фундаментальные разделы информационных технологий в адаптированной для старших школьников форме и учатся разрабатывать мобильные приложения в формате промышленной индустрии, то есть, от начальной идеи до реализации. Программа подходит для мотивированных старшеклассников, хорошо разбирающихся в математике. Занятий ведутся очно с сертифицированным преподавателем. Обучающиеся учатся собирать и программировать роботизированные устройства, в качестве выпускного проекта создают собственное мобильное приложение и получают сертификат, он даёт дополнительные баллы при поступлении в 19 российских вузов.
3. Еще одно направление от IT-школы - «Мобильная разработка и VR/AR»
Школьники разрабатывают приложения с различными видами реальности, дополненной и виртуальной, изучают технологии объёмной визуализации. В программе – разработка образовательных приложений, симуляторов. Дети проводят виртуальные туры по интересным местам, приобретают навык разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью. Выпускной проект – создание приложения, включающего VR/AR/MR 4. Крибрум «Кибергигиена». Школьники исследуют интернет-пространство, выявляя и систематизируя информацию.
В процессе обучения они научатся безопасно и рационально использовать личную информацию, распознавать угрозы в интернет пространстве и уметь им противостоять. Дети учатся определять особенности людей по их страницам в социальных сетях.
5. Направление «основы алгоритмики», это путь от простых анимированных картинок многоуровневой игры на Scratch, специфической визуальной среде программирования, рассчитанной на детей школьного возраста. Выпускной проект будет включать полноценную сюжетную игру со звуковым сопровождением. В процессе обучения эти изучат технику игр, начаться создавать свои сценарии, умению читать чужие коды. Направление рассчитано на детей среднего школьного возраста.
6. Интереснейшая программа от студии фирмы конструкторов рассчитана на младших детей, начиная с 7 лет. Дети создают и программируют роботов на базе игровых конструкторов, получая одновременно с этим базовые знания по физике, электронике, механике, проектированию.
Робототехника сегодня является приоритетным направлением в сфере информационных технологий, В рамках этой стратегии развития планируется внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания. Робототехникой на основе конструкторов занимается сегодня много детских организаций, но у этого проекта есть существенное отличие. Это раннее начало: первый обучающий блок рассчитан на семилеток, а во – вторых, целостная программа. Начинается всё с игрушки, то продолжается обучением на WeDo 2.0, а затем и на Arduino, Старшие дети работают на оборудовании Studica, это то оборудование, которое официально используется в соревнованиях World Skills.
Чтобы начать обучение в клубе, достаточно подать заявку, и дальше пройти собеседование. Оно необходимо, чтобы выбрать направление обучения.
Итог обучения, как рассчитывают эксперты – полноценный собственный проект, а также профессиональная ориентация и возможность продолжать учёбу по выбранному направлению.
Комментарий:
Андрей Иванов, программист: «Мне кажется, мест для всех желающих обучиться IT-языкам не хватит. Хорошо бы, чтобы программирование стало официальным предметом в школе. Эта дисциплина хорошо тренирует память, внимание, логическое мышление. Надо, чтобы у школьников была возможность изучать разные языки программирования. Скептики могут сказать, что не у всех есть для этого способности, но можно ведь выбирать простые языки и невысокие уровни для тех, кто не может слишком в этом направлении преуспеть. Я слышал, что некоторые предрекают уменьшение потребности в программистах, потому что, мол, в ближайшее время программировать будут роботы. Но самих таких роботов еще тоже нужно сделать, для этого нужны люди.»