Журфак МГУ открыл профильные классы, в которых старшеклассники будут учиться журналистике. Пока подписан договор с одной московской школой. А уже в 2019 - 2020 учебном году такие классы будут созданы ещё в 10 московских школах.
Для отбора в класс журналистики желающие должны будут написать сочинение и продемонстрировать знание литературы. Программа рассчитана на два года, читают дополнительные курсы и обучают журналистике преподаватели МГУ, а студенты–старшекурсники помогают школьникам в создании медийных проектов.
Помимо основ журналистики в программе большое внимание уделяется гуманитарным наукам. Методика преподавания разработана совместно: школьными и вузовскими педагогами.
Льготы от факультета журналистики выпускники получать не будут, зато обучение поможет им подготовиться к творческому экзамену, он является дополнительным при поступлении на факультет журналистики в МГУ.
Для чего учить журналистике в школе
Журналистика сегодня вызывает большой интерес, она не только освещает текущие события, но и сама формирует информационные запросы. Базовые журналистские функции полезны в любых ситуации, например, при желании поделиться важной информацией с коллегами по работе или с приятелями в соцсетях.
Обучение журналистике в вузе, по мнению многих специалистов, недостаточно продуктивно, потому что профессия это по большей части прикладная. Чем больше у тебя журналистской практики, тем лучше результаты твоей работы. Учиться журналистике – это перенимать опыт практикующих специалистов. По такому принципу работают все журналистские школы в США. Учебный курс там длится 1 - 2 года, и основное в них – передача опыта преподавателей обучающимся. При этом все преподаватели совмещают чтение лекций с непосредственной работой в СМИ.
Подготовка к творческому экзамену
Среди школьных учителей литературы широко распространён миф о том, что молодой человек преуспеет в журналистике, если умеет писать сочинения и делает в тексте мало ошибок. Однако сами журналисты считают по-другому.
Грамотно написанный текст никак не способствует журналистскому успеху. Да, журналистам приходится много писать, но хорошая грамотность и знание правил совсем не основное в работе. Грамотность поможет сэкономить время редакторов и корректоров и является большим плюсом. Но главное для журналистской профессии – это умение прочесть и понять массу информации, поговорить с большим количеством людей, зачастую высказывающим различные точки зрения, часто противоречащие друг другу. Журналист должен хорошо разбираться в фактических данных, уметь выстраивать логические цепочки и внятно рассказывать о них читателям. Ошибки в тексте исправит корректор, а вот ошибки в логике и фактах безнадёжно испортят материал.
Цель проведения вступительного творческого экзамена – проверка выпускника на наличие способностей к творчеству и к аргументированному отстаиванию своей точки зрения. Письменное эссе оценивается с точки зрения журналистской интерпретации его темы. Это, прежде всего, логичность изложения, грамотно составленная и легко читаемая композиция. Особое внимание уделяется подаче фактического материала. Факты должны быть изложены точно, без изменений и "усилений" с целью подкрепить свою точку зрения. Важен также язык и стиль.
Устное задание – это проверка коммуникативных способностей желающего стать журналистом. Оценивается интересная подача тема и умение логично и легко отвечать на связанные с ней вопросы. Нужно уметь внимательно выслушивать точку зрения оппонента, вести конструктивный диалог, и при этом отстаивать свою точку зрения.
Преимущества обучения
В чём преимущества профильного обучения вообще и журналистике, в том числе?
Несомненно, такое обучение помогает старшеклассникам не просто в построении жизненных планов, но и во взрослении как таковом.
С помощью профильного обучения можно корректировать интересы учащихся, дать возможность детям в полной мере познать собственные способности, а также увидеть рамки и ограничения в их применении. Профильные классы журналистов смогут стимулировать активность школьников в направлении их конкурентоспособности, ориентации на рынке труда.
Задачи, которые может решить такой вариант образования:
- дать более точные знания в той области, где выпускники собираются реализовать себя после окончания школы;
- подготовить детей к решению более сложных задач, чем те, которые ставятся перед старшеклассниками, обучающимися по универсальному или даже по общегуманитарному профилю;
- дать детям общую ориентацию в широком круге проблем, связанным непосредственно с журналистикой;
- несколько изменить подход к обучению, научить не пассивно потреблять информацию, а уметь её перерабатывать, критически и творчески;
- несмотря на то, что Журфак МГУ не предполагает преференций для выпускников профильных классов, тем не менее, такое профильное обучение, несомненно, повысит конкурентоспособность выпускников в плане поступления в выбранный вуз.
- подготовить детей к решению более сложных задач, чем те, которые ставятся перед старшеклассниками, обучающимися по универсальному или даже по общегуманитарному профилю;
- дать детям общую ориентацию в широком круге проблем, связанным непосредственно с журналистикой;
- несколько изменить подход к обучению, научить не пассивно потреблять информацию, а уметь её перерабатывать, критически и творчески;
- несмотря на то, что Журфак МГУ не предполагает преференций для выпускников профильных классов, тем не менее, такое профильное обучение, несомненно, повысит конкурентоспособность выпускников в плане поступления в выбранный вуз.
Возможные сложности
Нельзя забывать и о том, что, как научно доказано, даже самое лучшее профильное образование в нашем быстро меняющемся социуме «живёт», то есть, остаётся полностью актуальным не более 10 лет, а часто и меньше, а затем, кое-чему придётся не просто доучиваться, но и переучиваться.
В этом плане очень важно, чтобы молодой человек, покидая школу, владел базовыми знаниями, а любой профиль в этом смысле – относителен. Нужно учитывать, что универсальный профиль может оказаться более совершенной базой для дальнейшей учёбы и карьеры. Несомненно, роль нетрадиционных уроков, особенно если и ведут их не школьные педагоги, а университетские преподаватели, очень велика для повышения общего качества обучения. Однако с педагогической точки зрения в нетрадиционных формах уроков есть и отрицательные моменты – считают специалисты: частое обращение к нетрадиционным формам ведения уроков, например, в форме лекций или коллоквиумов, легко приводит к потере устойчивого интереса к школьным дисциплинам и самому процессу учения. Нельзя забывать, что преподаватель работает с детьми, а не с относительно взрослыми и мотивированными студентами.
При выборе форм уроков в школе вузовский преподаватель должен учесть как свои специфические особенности – характер, манеру подачи материала, темперамент, так и особенности отдельных учащихся и всего профильного класса в целом.
Пока журналистские классы – это эксперимент. Посмотрим, чем он закончится. Правила поступления в журналистские классы обещают опубликовать позже.
Комментарий:
Семен Ветровский, журналист: «Желающих учиться журналистике будет очень много. Но нужно понимать, какие проблемы возникнут позже. Спрос на журналистов сейчас не очень высок. Вакантные места появляются редко, конкурс на них огромный. Претендентов уйма. А вот востребованность в журналистском труде падает, нет возможности его оплачивать, СМИ закрываются. Олигархи, ранее спонсировавшие невыгодные СМИ из интереса, теперь сворачивают непрофильные активы, потому что иначе теряют огромные деньги. СМИ не выгодны. Частные – закрываются или сокращают штат. Государственные – ужимаются. Впрочем, опыт обучения в журналистских классах может быть полезным. Журналистика развивает внимательность, логику, словарный запас, учит выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно себя вести. Выпускникам школ такой опыт может быть полезен».