Жилищно-коммунальное хозяйство — едва ли не самая горячая тема, которая касается всех горожан. Не убран подъезд, из крана течет ржавая вода, прохудилась крыша и так далее — каждая такая проблема вызывает всеобщее возмущение. Кто-то говорит, что причина — в нехватке денег. Кто-то — в отсутствии контроля. Фонд содействия реформированию ЖКХ предположил, что дело, в том числе — и в отсутствии образования у работников этой сферы.
Фонд заказал создать единый федеральный образовательный стандарт, который должен быть готов 1 апреля 2016 года. Когда такой стандарт будет принят, людей смогут по нему учить в вузах. Станет ли наша жизнь комфортнее, если дворники и их начальники сядут за парту?
Государственный стандарт — нужен?
Стандартизация — хорошая вещь, которая позволяет спрашивать за конкретный результат. Какая температура должна быть в помещении, какая влажность, какая вода должна течь, как часто нужно мыть подъезд, вывозить мусор и т.д. — любые такие нормативы, выраженные в цифрах и конкретных формулировках, позволяют требовать с ответственных лиц устранение нарушений.
Однако зачастую бывает так, что люди, которые должны создавать то самое соответствие благ стандартам (а это менеджеры управляющих компаний, инженеры, мастера и т.д.), нигде этим стандартам и методам их обеспечения не учились. Тогда как они будут обеспечивать, чтобы услуги ЖКХ были надлежащего качества? И как с них спрашивать это?
Большинство экспертов сходятся во мнении: целенаправленно сотрудников ЖКХ сейчас никто не обучает. В эту сферу специалисты приходят, в основном, из строительства. Понятно, что сантехник, который учился в колледже, знает, как поменять кран. А электрик, который закончил курсы, может заменить проводку и розетку. Но требования к ЖКХ у граждан сейчас таковы, что руководитель управляющей компании, жилищно-эксплуатационного управления — должен видеть ситуацию комплексно и знать массу нюансов, которые обычный строитель охватить не может. Кроме того, специальная подготовка нужна и его подчиненным.
В 2012 году ученый Владимир Дмитриев защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики на тему «Повышение качества образовательных услуг при подготовке кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства». В своем исследовании он утверждал, что в России сейчас бюджеты регионов страны отдают от 25 до 45 % денег на ЖКХ, а на образование этих самых специалистов — ни копейки. При этом в Санкт-Петербурге, который обладает значительным образовательным потенциалом, специалистов для ЖКХ готовят только 3% вузов, 6 % учреждений среднего профессионального образования, а системных специалистов не готовит вообще никто!
Итак, поставлена проблема: нет качественного обучения. Начать решили с образовательного стандарта. 30 сентября 2014 года Фонд содействия развитию ЖКХ объявил конкурс на создание федерального государственного образовательного стандарта, который позволил бы заняться подготовкой специалистов в этой сфере. 28 октября 2014 года было объявлено, что этот конкурс выиграла Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, которая до 1 апреля 2016 года должна создать такой стандарт.
Скажем несколько слов об учредителе конкурса и о его победителе.
Фонд содействия развитию ЖКХ — это организация, которая занимается совершенствованием механизмов управления жилищным фондом и внедрением энергосберегающих технологий, а с 2013 года его средства отправляются также на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Фонд постоянно проводит стимулирующие конкурсы, например, конкурс «Энергоэффективный дом», конкурс на лучшее освещение реформы ЖКХ в СМИ и другие.
Одна из последних инициатив Фонда — подготовка и обучение кадров для ЖКХ. Объявленный фондом конкурс выявил организацию, которая сможет подготовить федеральный образовательный стандарт по оказанию услуг в области ЖКХ, обслуживания и содержания многоквартирного дома.
Конкурс выиграла Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Она была создана в 1977 году и много раз проходила реструктуризацию. В начале 2015 года она получила международную награду за высокое качество образовательной деятельности (The Golden Award for Perfection, Quality and Ideal Performance). Академия считается одним из самых престижных вузов в области государственного менеджмента. Согласно указу президента, она вправе устанавливать свои собственные образовательные стандарты на специальности, по которым здесь готовят.
Когда РАНХиГС создаст образовательные стандарты, на их основе будут сделаны конкретные программы, методички, учебники, требования к аттестациям, к преподавателям и так далее. Все это рано или поздно будет разработано и внедрено в жизнь. Но сколько лет на этой уйдет? Не надо ли было это сделать раньше, лет 10 назад?
К слову сказать, коммерческие образовательные учреждения уже давно читают семинары по теме «Подготовка директора управляющей компании в ЖКХ». В курс входят такие подразделы, как: «Земельный участок», «Места общего пользования», «Собственники», «ТСЖ», «Должники», «Сервис», «Ценообразование», «Техническая эксплуатация», «Эффективность» и другие. Здесь учат тому, как управлять многоквартирным домом, как составлять документы (уставы, протоколы), как создать управляющую организацию и ТСЖ и т.д. Курс длится около недели и стоит в районе 50 тысяч рублей.
Комментарий:
Дмитрий Гусев, психолог, преподаватель, системный аналитик:
Если ориентироваться на опыт развитых стран, то там даже дворников обучат полгода. Это нужно для того, чтобы человек научился грамотно работать в разные времена года и при разной погоде. В итоге выходит грамотный специалист, который знает, как действовать в любой стандартной ситуации, и может ориентироваться в случае возникновения нестандартной.
Российская ситуация отличается в принципе. Отсутствие системного подхода к городской среде проявляется, в частности, и в отсутствии системного подхода к городской уборке. Нет технологии уборки городов, нет технологии устранения межнормативных и межведомственных противоречий.
Аналогичная ситуация будет и со специалистами из ВУЗов. Специалисты вроде как есть, но они не специалисты. «Бакалавр по оказанию услуг в ЖКХ» - звучит странно.
Сейчас учить некому и нечему. А запроса на системную аналитику со стороны властей нет и пока не предвидится. Почему? Существующая управленческая система испытывает кризис роста, вернее, уже перероста, и связанную с ним проблему господства структуры над функцией, когда любые новые действия должна выполнять сложившаяся структура, которую нельзя изменять
Как должно быть?
Во-первых, необходимо создание аналитических групп при руководителях регионов или руководителях ЖКХ регионов. Во-вторых, проведение системного анализа нормативов, полномочий, механизмов финансирования, структур организаций оказывающих услуги ЖКХ.
В-третьих, выявление противоречий и лакун. И, пожалуй, главное — создание внутри органов власти механизмов улучшения и совершенствования деятельности. То есть механизмов реакции на обратную связь от общества и профессиональных сообществ. Нужна постоянная работа по изучению и освоению нового опыта и анализу проблем.
Только после этого можно говорить о подготовке специалистов в области ЖКХ. Потому что проблема не в них и не столько в них, сколько в системе госуправления федерального, регионального и местного уровня, в устаревших нормативах и противоречиях полномочий.