Обсуждение проблем образования, и особенно ЕГЭ, постоянно проходят на высоком эмоциональном уровне и с большим количеством споров. Возможно, многих из них удалось бы избежать, если бы результаты промежуточных исследований, таких как НИКО, регулярно доводились бы до широкой общественности. Они могли бы дать возможность сравнивать умения российских детей с умениями их сверстников из ещё 49 стран, и выводы о направлении движения нашей образовательной системы были бы видны более чётко.
НИКО – это не ЕГЭ
Да, Россия лидирует по итогам тестирования в начальной школе, однако более чем достойные её результаты серьёзно ухудшаются к средним классам. Почему так происходит? Сможет ли на этот вопрос ответить новый этап НИКО (аббревиатура - «Национальное Исследование Качества Образования»), одно из тестирований которого проходило у нас в середине апреля? Чем НИКО сможет помочь ЕГЭ и всему российскому образованию в целом?
Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, неоднократно заявлял журналистам, собравшимся в ведомстве с целью обсудить прохождение очередного этапа НИКО, что НИКО — это ни в коем случае не ЕГЭ. Сергей Кравцов называет НИКО ответом на международные исследования. В их ходе проводится выборочная проверка знаний школьников по какому-либо предмету.
Рособрнадзор, видимо, считает НИКО новым и действенным инструментом, который позволит развивать, совершенствовать, и вообще — поднимать на совершенно новый уровень, качество образования. Давайте попробуем разобраться, что даёт исследование. Сначала о том, как характеризует его Рособрнадзор. Во-первых, такое исследование носит именно национальный характер, оно будет осуществлять проверку знаний и компетенций учащихся по новым образовательным стандартам (ФГОС). Во-вторых, новое исследование не будет сравнивать результаты с умениями школьников из других стран, просто потому, что на это изначально не рассчитано. И, наконец, составления каких либо рейтингов новое исследование не предполагает. Школы, по заявлению главы Рособрнадзора, не будут делиться на вполне отвечающие стандарту, и не вполне отвечающие, не будет также ни санкций к учителям и директорам, ни организационных выводов. Цель НИКО — обнаружить проблемы преподавания отдельных предметов, а также отдельных регионов, с тем, чтобы в дальнейшем всё это скорректировать.
Анализироваться будут и негативные результаты, и лучшие достижения детей и педагогов с целью распространения положительного опыта.
Математика 5-7 класс
Этап НИКО начался с тестирования по математике. Контрольную работу писали учащиеся 5-7 классов. Научный руководитель проекта НИКО так объяснил выбор целевой аудитории проверки: именно в этих классах закладываются основы математического мышления, и если основные понятия не будут усвоены в этих классах, дальше будет практически невозможно осмыслить какие-то более сложные в математическом плане вещи. НИКО позволит детям прийти и к ГИА, и к ЕГЭ уже более подготовленными.
Для исследования отобрали 500 школ из разных регионов, пока выбирались только те школы, которые добровольно согласились участвовать в тестировании. Задания, по утверждению научного руководителя, были более сложными, чем в исследованиях TIMSS, но вполне доступные школьникам любой школы. Проверялись в них компетенции, то есть то, что отложилось у ребёнка в голове после изучения курса математики.
При проведении математического этапа НИКО особое внимание уделялось объективности оценки, эксперты — учителя-предметники серьёзно отбирались и обучались. При этом старались достичь полной анонимности, тесты оценивались в "облаке", поэтому никто из проверяющих не знал, тесты какой именно школы и какого города он проверяет.
После подведения итогов НИКО результаты обсуждались в МГУ на конференции, посвящённой математическому образованию. Следующим после математики этапом в текущем апреле состоялось также тестирование по русскому языку, затем пройдут тестирования по информатике и ИКТ, затем на очереди тесты по истории. Планируется проводить подобный мониторинг один раз каждые 3-4 года.
Тестирование в начальной школе, 4 класс
Недавно в рамках НИКО состоялась проверка знаний учащихся начальной школы. Сергей Кравцов рассказал корреспондентам "РГ", кто и как составлял вопросы для четвероклассников. По его словам к работе были допущены лучшие методисты, которые раньше привлекались к работе над образовательными стандартами для начальной школы. После того, как результаты будут проверены, и исследование завершено, задания будут обсуждены с привлечением мнения и самих учащихся и их родителей.
Что же спрашивали у учеников начальной школы? Например, такое задание: дано 6 фотографий птиц, среди которых нужно убрать одну лишнюю. На лишней фотографии птица, живущая в тёплом регионе, а на остальных — обитатели северных регионов. Ещё одно задание: показана фотография врача, принимающего больных. Требуется определить по фотографии профессию, а также перечислить характерные черты её представителей.
Более сложные задания — по математике. Для их решения необходимы представления об элементарной логике, а также умение сравнивать. Одно из заданий — заполнение специальной анкеты об интересах школьников и о том, какие книги они любят читать. Несмотря на неоднократное подчеркивание разницы между НИКО и ЭГЕ, само проведение исследования немного похоже на экзамен: запечатанные конверты, в которых доставляются задания, большое количество видеокамер и наблюдателей. Результаты сканируются и поступают в "облако", где их проверкой занимаются эксперты.
Что же нового получаем от НИКО?
Рособрнадзор планирует представить целую концепцию процедур оценки знаний. В неё войдут ЭГЕ, ГИА, НИКО, мониторинги, проходящие в ВУЗах и в дошкольных учреждениях, ряд проверочных работ для всех регионов России. Все эти направления позволят регионам проанализировать успехи и недостатки в работе, и принять меры по их развитию или же устранению. НИКО запущен для большего понимания ситуации прохождения процессов обучения на всей территории России.
По словам главы Рособнадзора, сейчас не слишком понятно, как именно даётся образование в том или ином регионе. НИКО поможет выявить как проблемы, так и успехи учителей. После проверки работы школа получает результаты, и может поощрить ученика хорошей отметкой, а вот наказывать за плохой результат Рособнадзор категорически не рекомендует.
Предполагается, что новый этап НИКО поможет понять причину низких результатов единого государственного экзамена, выявит одаренных детей и талантливые методики преподавания.
Использование облачных технологий
Начальник одного из управлений Рособрнадзора, рассказал, что при проведении работы по математике в рамках НИКО была апробирована новая технология проведения работы. По защищённым каналам данные поступают непосредственно в аудиторию, где проводится экзамен. Здесь же на месте все работы сканируются и также в электронном виде передаются для дальнейшей проверки. Такая технология, по словам специалиста, информационно защищена намного лучше. Кроме того, её проще выполнить и затрат она требует намного меньших. Такая форма будет использоваться не только в НИКО, но в рамках других массовых оценочных мероприятий.
Расшифруем понятия TIMSS, PIRLS, PISA, на которые ссылается образовательное ведомство.
• TIMSS — международное исследование, оценивающее качество обучения математике и естественным наукам. Российские школьники хоть и не занимают первые позиции, но оказываются успешнее ровесников из США. Канады, Германии. Франции.
• PIRLS — исследование, занимающееся качеств навыков чтения у школьников и способностями к пониманию текста. В этом исследовании наши школьники каждый раз оказываются в верхней четверти таблицы, а по результатам последнего исследования Россия в числе лидеров вместе с Сингапуром. Финляндией и Гонконгом.
• PISA — исследование качества образования 15-летних школьников, проводимое под эгидой ОЭСР.
> Что думают о НИКО преподаватели?
> Что думают о НИКО преподаватели?
Наверное, до получения большего количества результатов и разработанных на их основе рекомендациям судить сложно. Но не получится ли так, что детей будут периодически снимать с уроков для проведения тестов? Тратить материальные ресурсы на создание инструкций и материалов для тестирования? Приглашать экспертов и наблюдателей — и это всё только для того чтобы занятые в проведении ЕГЭ структуры были загружены работой не только весной, но и в другое время года?
Некоторые эксперты считают надуманными доводы о том, что низкий уровень школьного образования вызывает резкую обеспокоенность общественности, и именно это обусловливает необходимость новых проверок, а то и новых реформ. Проблемы минимальной оплаты труда или разгул коррупции волнуют общественность ничуть не меньше, но во всех остальных случаях власти считают, что стабильность необходима больше, чем реформирование. А вот образовательную отрасль продолжают сотрясать перемены, которые, кстати, не сильно отражаются на результатах международных исследований.
Делать вывод о качестве образования и вырабатывать рекомендации по его совершенствованию по результатам ЭГЭ и ГИА — сложно. В НИКО же правильно подобраны классы, в которых проходит тестирования. В частности проблемы с математикой действительно начинаются ещё до перехода в старшую школу, где их практически уже очень сложно устранить.
Комментарий:
Ольга Потлежаева, преподаватель:
Думаю, наш образовательный процесс нуждается в серьезном изучении. И НИКО — один их таких инструментов. Нам нужно понять, на каком уровне развития находятся наши дети, с какими знаниями они переходят из класса в класс. Просто говорить: «Наши дети ничего не знают» - несерьезный подход. Нам нужно после внедрения каждого учебника, каждой новой методики — измерять, как это сказалось на детях. Проучились дети год — нужно измерить как изменилось качество их знаний, зафиксировать это и понять, то ли это, что бы ожидали. Создатели учебников должны получать обратную связь от рядовых учителей, чтобы корректировать свои пособия в зависимости от реальной ситуации. Поняли ли дети эти формулы? Освоили ли эти правила? Если не поняли и не освоили, то как им доходчивее объяснить? Нужно постоянно измерять уровень образованности наших ребятишек и постоянно делать соответствующие выводы. А если мы будем, как раньше, штамповать учебники, не понимая, что именно они дают — мы просто получим на выходе из школы массу учащихся с низким уровнем знаний.