Впервые в этом году выпускникам школы представилась возможность ещё раз попытаться сдать Единый Государственный Экзамен. Его сдавали осенью по обязательным предметам: имеется в виду русский язык и математика. Вначале выпускники тестировались по русскому языку, потом вчерашние школьники сдавали математику, а еще один день был использован как день последнего резерва.
Один из осенних дней считался заключительным экзаменационным днём, однако организаторы считают, что экзамены — процесс непрерывный.
В министерствах говорят о дополнительном периоде так: сперва получены последние результаты, дальше − две-три недели на их подведение и анализ, потом констатация того факта, что итоговая аттестация в этом году завершена. И сразу же начинается плавный переход к подготовке к сочинению: оно будет проходить уже в декабре месяце.
Сдавать вторично ЕГЭ могли выпускники, закончившие школу в текущем учебном году, но не сдавшие два или более предмета в то время, когда проходили основные потоки. Изначально предполагалось, что в сдаче ЕГЭ во время дополнительного периода примут участие больше 30000 человек из всех российских регионов.
Допускались к экзаменам и те, кто по каким-то причинам не справился с одним из обязательных предметов в те дни, когда его можно было сдавать дополнительно. Ещё одна категория участвующих в сдаче экзамена — выпускники, окончившие школу год или более назад, но либо не прошедшие итоговую аттестацию, либо желающие дополнительно повысить свои результаты на экзамене по основным дисциплинам (математике и русскому языку), выполняя задания профильного уровня.
С технической и организационной точки зрения процедура сдачи в точности совпадала с той, что имела место на предыдущих этапах: основном и досрочном. Всего в стране было организовано 272 пункта проведения экзаменов. На каждом пункте, как и во время основного этапа, присутствовали наблюдатели из числа общественности, федеральные инспекторы, а также сотрудники Рособрнадзора. За ходом экзаменов можно было следить и в онлайн режиме, на одном из порталов.
Основный период сдачи экзаменов в текущем году состоялся в период 25.05 - 26.06, экзамен тогда сдавало 725 тысяч выпускников. И вот, только что, все те, кто не смог получить аттестат, не справившись с экзаменом, а также те, кто уже сдавал экзамен в предыдущие годы, но результатом остался недоволен, получили ещё один шанс. Несмотря на то, что этап дополнительный, везде, в каждом пункте проведения всё было организовано строго по существующим правилам: в каждом классе — видеонаблюдение без пауз и технологических сбоев, на входе в каждый экзаменационный пункт ─ металлодетекторы. Никаких серьёзных эксцессов во время дополнительного этапа не отмечалось.
Что показали результаты в регионах
В Пермском крае большая часть из 270 выпускников, подавших заявление на сдачу экзаменов в дополнительный этап − это были те, кто ранее закончил школу и решил улучшить свои результаты, чтобы продолжить обучение в вузах.
А вот что касается учеников, закончивших школу в этом году, то их отношение к дополнительному этапу экзаменов оказалось отнюдь не заинтересованным. В том же Пермском крае 110 человек осталось без аттестата о полном среднем образовании, так как не справились с экзаменами. И у них был великолепный шанс поправить положение. Однако воспользоваться им захотели и осуществили своё намерение лишь половина, а другие решили либо сдать позже, через год, либо вообще остаться без аттестата.
Примерно такая же ситуация и в Кировской области, там не пришло сдавать экзамен 20 процентов учеников-выпускников текущего года, сдавших ЕГЭ в основной период неуспешно. В Новосибирской области процент не пришедших на экзамен по математике, из тех, кому он был необходим, составил почти треть.
В Иркутской области было подано 322 заявления на сдачу экзамена в дополнительный этап, в основном выпускники записывались на экзамен по математике. Однако на сдачу экзамена явилось лишь 80% от запланированного количества. С экзаменом по русскому языку в области оказалось благополучнее. Из 22 человек, подавших заявление, сдавало экзамен 21, то есть, практически все, не явился только один. 18 человек успешно справились с работой, причём один выпускник получил весьма высокий балл, получив твёрдую пятёрку. И лишь трое, к сожалению, так и не смогли одолеть барьер ЕГЭ.
Перспективы "осенней волны"
Рособрнадзор приступил к анализу дополнительного этапа сдачи ЕГЭ, который поэтично и образно стали называть "осенней волной". Эта волна проходила в текущем году впервые, организация её оказалась на отличном уровне, никаких проблем или серьёзных внештатных ситуаций при сдаче, похоже, не возникало. Организаторы, учителя, школьники и их родители подошли к вопросу ответственно и вдумчиво. Однако, Рособрнадзор в первую очередь отметил неприятный и озадачивающий факт: четверть выпускников, подавших заявку на пересдачу экзаменов, на неё просто не явились, хотя это было однозначно в их интересах. По итогам дополнительного этапа будет приниматься решение о целесообразности проведения осеннего этапа ЕГЭ и в следующем 2016 году. Окажется ли оно положительным – под большим сомнением.
Сергей Кравцов отметил, что сгоряча решение приниматься не будет, а для того, чтобы всё взвесить и обсудить потребуется время, а поспешные решения его ведомство принимать не намерено. Также глава Рособнадзора отметил, что принципиальных изменений в проведении ЕГЭ не планируется.
Однако небольшие нововведения всё-таки ожидаются. Господин Кравцов рассказал, что экзаменационные материалы, которые необходимы при сдаче, будут со следующего 2016 года печататься там, где будет проходить экзамен — непосредственно в пункте его проведения. Экзаменационные работы будут сразу же сканироваться, это позволит существенно разгрузить учителей.
В комитете по образованию Госдумы журналистам и заинтересованной общественности пояснили, что по вопросу многократной возможности сдавать и пересдавать госэкзамен — пока точного и однозначного алгоритма действий не найдено. В этом случае необходимо соблюсти определённый баланс: с одной стороны, сохранить все права абитуриентов и выпускников, причём не просто сохранить, но и гарантировать их, а с другой — сделать так, чтобы такая многоразовая сдача не стала бы слишком существенной нагрузкой для федерального бюджета. Компромиссное решение, которое депутаты видят в этой ситуации, выглядит так: возможность много раз сдавать ЕГЭ в отдельных независимых центрах тестирования. В этом случае услуга может облагаться определённой госпошлиной.
На всероссийском совещании по оценке качества образования, которое проходило в Новосибирске, депутаты рассказали, что в обществе значительно меняется отношение к единому госэкзамену как системе. В последнее врем, по их словам, доверие к нему существенно выросло. Однако, отдельные проблемы и недопонимания по-прежнему возникают. Сделать так, чтобы экзамен стал полностью понятным, эффективным, доступным и прозрачным ─ является сегодня первоочередной и общей задачей.
Комментарий:
Манасевич Виктория Алексеевна, магистр лингвистики, поэт, переводчик. Закончила СПбГУ, филологический факультет:
ЕГЭ – достаточно непростая, но часто обсуждаемая, особенно, в последнее время тема. Школу я заканчивала ещё в 2008 году и поэтому ЕГЭ практически не задел меня, я сдавала только русский язык, да и то в качестве эксперимента. Идея такого единого экзамена хороша, но её исполнение, к сожалению, отнимает у него практически все преимущества перед обычными экзаменами. Чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, совсем не обязательно иметь глубокие знания по сдаваемому предмету, достаточно быть грамотно натренированным на сам формат экзамена. И, напротив, ученик, замечательно ориентирующийся в предмете, запросто может сдать экзамен далеко не на высший балл, не имея опыта сдачи экзаменов в таком формате. Не говоря уже о том, что в отдалённых субъектах РФ часты случаи подделки результатов – учителя объединяются с учениками, и ученики заранее получают готовые ответы на вопросы. Это приводит к снижению уровня подготовки абитуриентов в ведущих ВУЗах страны, особенно, если при поступлении в эти ВУЗы не предусмотрен какой-либо внутренний экзамен.
Разрешать пересдавать ЕГЭ нужно обязательно. В первую очередь, ввиду сложности формата, на второй раз одарённые и попривыкшие к таким экзаменам дети смогут показать гораздо высокие результаты. И, в конце концов, возможность пересдачи экзаменов есть всегда, даже в ВУЗах.