Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение

Внештатные психологи — кто они?

Чиновники рассказали о том, что в регионах России создаётся новая структура: институт внештатных психологов.
На конференции, посвящённой итогам конкурса мастерства среди школьных педагогов-психологов рассказали про внештатных психологов.

Зачем же создаётся эта новая структура, и чем она будет заниматься?

При президиуме Академии Образования РФ был сформирован психологический ресурсный центр федерального масштаба. Должность внештатного психолога была создана по аналогии с соответствующей службой Минздрава. Ольга Васильева, отвечая на вопрос ТАСС, зачем именно это нужно, объясняла факт создания именно положительным примером Минздрава.
Там давно и успешно работает такой ресурсный центр со специалистами различных узких специализаций. При возникновении кризисных ситуаций, например ЧП с большим количеством пострадавших, или при каких-то особо сложных клинических случаях, выбранные внештатные специалисты смогут действовать напрямую, оказывая помощь или координируя её в рамках своей узкой специальности и не будучи привязаны при этом к своему основному месту работы.

пс1.jpg

Вот по такому принципу, как рассказали эксперты, и будут работать психологи. Министру был задан вопрос, планируется ли расширение штата психологических работников в школах и колледжах после нашумевших трагедий в Архангельске и Керчи, в ответ она рассказала о новой структуре, которая отличается от простого расширения штата возможностями выполнять координирующие действия именно по региональному признаку.

Важен региональный принцип

Сегодня один детский психолог приходится на 2000 детей или на 675 школьников. Естественно, в таких случаях довольно трудно увидеть проблемную ситуацию и вовремя успеть помочь учителям и детям.
У внештатных психологов будут несколько другие полномочия. На таких «должностях» или на такой общественной работе будут работать люди, имеющие высокий авторитет и способные координировать работу всех связанных структур именно на уровне регионов. Большинство регионов уже предложило свои кандидатуры на такую должность.
Эксперты коснулись и вопроса нормативов, регламентирующих работу психолога в школе. Они подчеркнули, что нормативы давно устарели и должны быть пересмотрены в самое ближайшее время.
На данном этапе очень важно, чтобы хорошо действовала система плановой подготовки психологов, причём как на уровне обучения специальности в вузе, так и далее – в рамках постоянного повышения квалификации. Часто на уровне отдельных регионов бывает заметен интересный опыт именно в рамках определённого региона, и он настолько успешен, что было бы правильно, по мнению замминистра, распространять такой опыт на всю страну.

Ситуация с психологами требует коррекции

Территория нашей страны слишком велика, поэтому подготовить психолога универсала, который смог бы работать в любом регионе, в школе любого масштаба и направленности, просто невозможно. Поэтому есть особый смысл в рассмотрении и возможности уделить большего внимания опыту регионов. При этом в расчёт следует принимать именно текущую неспокойную обстановку, связанную и с проблемами недостаточной психологической помощью.
Вот простой пример: в период бурного развития цифровой экономики важной компетенцией психолога, работающего с детьми, становится возможность прогнозирования появления новых профессий и их востребованности. Это объяснимо: возрастает общий уровень неопределённости, и отсюда повышается тревожность среди родителей и учащихся, а также среди учителей и даже работодателей. Помочь в прогнозировании будущего, это как раз – задача завтрашнего психолога, и решать он её должен с привязкой к региону.
Эксперты считают, что психологи, работающие с разными возрастными категориями, то есть, в детских садах, школах, и с более старшими подростками – в колледжах и вузах, должны работать «единым фронтом», то есть двигаться в одном направлении.
Они подчеркнули, что речь идёт об одних и тех же детях, но взрослеющих, и поэтому не нужно их делить по ведомствам. Работать следует согласованно, но для этого как раз необходима дополнительная координация, обеспечить которую сможет ресурсный региональный центр с внештатными психологами.
Такие специалисты системы образования будут наиболее авторитетным звеном, координируя деятельность привлечённых специалистов и структур. Создание федеральных площадок, где будут пробоваться методики, позволит затем их оперативно внедрять, учитывая региональный опыт, причём как на уровне отдельных регионов, так и на более крупном – уровне округов.
Основная функция внештатных психологов — сопровождение местных служб, а также квалифицированное быстрое реагирование на любые критические и опасные ситуации.
Эксперты рассказали, что с внештатными психологами сейчас уже началась работа. Это значит, что у каждого, кто работает в школе, или в системе допобразования, была возможность оперативно получить оперативную консультацию и помощь, причём именно на высоком профессиональном уровне, чтобы знать, в какую сторону в рамках сложной ситуации можно бы было двигаться.
Если в учебном заведении возникнет конфликт, разбираться в котором нужно оперативно, должна «спешить на помощь» мобильная группа профессионалов.
И да, они должны быть внештатными психологами, чтобы исключить возможные проблемы с субординацией. По словам замминистра, в психологическом ресурсном центре уже сложился коллектив именно таких специалистов.
Психолог в детском учреждении, считают эксперты — это не кадровый вопрос, а в первую очередь – профессиональный. Такой специалист должен быть обязательно, и иметь при этом большой опыт, профессиональные знания и высокую квалификацию. И в этом – основной смысл создания такой структуры, как институт внештатных психологов.

Комментарий:
Сергеевский Юрий, психолог, преподаватель, репетитор: «Пока непонятно, будут ли люди на этой должности получать деньги или они станут работать за «спасибо». Я не очень верю в бесплатную работу: ведь специалисты станут тратить свое время, которое стоит дорого. В моем понимании, внештатный психолог — это как преподаватель-почасовик. Вот как есть преподаватели, которые приходят и читают лекции — так может быть и психолог, который приходит в учебное заведение, проводит определенное количество психологических консультаций, тренингов, тестирований. Ведь есть повсеместно ситуации, что штатный психолог не справляется, у него просто не хватает времени на всех школьников: протестировать их, проконсультировать. И вот тут помогает внештатник».
Автор: Родион Чепалов
Комментариев нет
  • Желаете оставить комментарий?