Тренинги — форма обучения, овладения навыками, работы с людьми разного возраста, в которой превалирует практикоориентированный подход. Они могут проводиться в школе, университете, любых образовательных учреждениях.
Тренинги имеют различные градации и делятся на разные категории по различным критериям. Они бывают платные и бесплатные. В образовательных учреждениях они проводятся почти всегда бесплатно, если само обучение бесплатно. В частных центрах в них можно поучаствовать платно (стоимость зависит от сложности организации, опыта тренера, удобства и удаленности помещения). Найти полезные для себя занятия можно в каталогах или при помощи поисковой системы.
Тренинги делятся на открытые и закрытые. Открытые может посетить кто угодно. Их специфика состоит в том, что можно войти в них, не обладаю специальными правами. Закрытые могут быть, например, корпоративными. Так, если они проводятся для определенной компании, то попасть на них с улицы невозможно. Также и на занятия для определенного школьного класса попасть из другого учебного заведения будет сложно, если мероприятие нацелено на развитие командообразования.
По длительности тренинги бывают: на несколько часов, однодневные, многодневные. Многодневное занятие тоже может быть открытым (то есть, к нему можно присоединиться на любом этапе) или закрытым (когда в группу со стороны зайти уже невозможно).
С какого возраста можно говорить о тренингах? В детских садах в силу возраста невозможно осмысленное отношение ко многим вещам, классификация опыта, поэтому дети до 7 лет редко в них участвуют: с ними могут проводиться практические занятия иного плана. А вот старший школьный возраст является более предпочтительным в качестве критерия участия в тренинговом мероприятии, потому что люди в этом возрасте уже готовы к рефлексии, способны систематизировать, обобщать опыт. Например, это могут быть занятия для волонтеров, вожатых, дежурных. На них можно отрабатывать навыки командообразования, осознания своих чувств.
Тренинги делятся на психологические или ориентированные на приобретение знаний по конкретной дисциплине. Впрочем, почти во всех них есть элементы психологии: упражнения, развивающие память, внимание, прогнозирование, личностные качества.
Преподаватели обычно выбирают форму занятия в зависимости от задач, которые поставлены в учебном процессе. Урок — универсальное мероприятие, которым одинаково хорошо проходит по всем предметам, но в силу того, что употребляются с давних пор — несколько приелось занимающимся, страдает от недостатка новизны. Семинары хороши для прохождения и повторения нового материала, но их участники могут быть скованы определенными навыками. Мастер-классы проводятся для демонстрации чужого опыта, но на них невозможно показать свои навыки всем. Преимущества тренинга состоит в том, что тот, кто их проводит, может и учить, и закреплять материал, и призывать других опробовать свой опыт.
Обычно к тренингу готовятся заранее: размещается реклама, подбирается тема, готовятся списки участников. Если список закрыт, то формируется лист ожидания для тех, кто пока не попал.
Этапы мероприятия:
1. Знакомство. Тут тренер представляется сам и просит представиться других.
2. Сбор ожиданий и опасений. Важно, чтобы слушатели пришли со своими предположениями, что им может дать данное мероприятие и с какими проблемами они могут столкнуться. Эти сведения вывешиваются на стены.
3. Формирование правил. Ведущий может предложить участникам сформировать свои правила или воспользоваться существующими.
4. Упражнения (на выработку психологических навыков, на социальное взаимодействие, на отработку знаний по конкректным дисциплинам или элементам работы).
5. Перерывы.
6. Рефлексия, шеринг. Тут участники делятся, чего им удалось достичь, какие знания и навыки они получили, какие планы на будущее.
Пример упражнения:
НАЗВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «Домино толерантности»
Целевая аудитория школьники 10-18 лет
Ожидаемый эффект : получение навыка проведения упражнений для своей аудитории, сплочение коллектива, получение знаний друг о друге.
Время, необходимое на подготовку: 5 минут
Время, необходимое на проведение: 5-10 минут
Вспомогательные материалы : не требуются.
Краткое описание идеи
У каждого человека две руки — это как минимум два любимых его дела. Не обязательно эти два дела противоречат друг другу. Но ведь есть кто-то, кто разделяет увлечение этими делами. Давайте выявим, что нас объединяет, несмотря на то, что мы такие разные. Пусть первый назовет, что он любит , а другие люди по очереди присоединятся к нему, взяв за руки. В итоге должен получиться круг. Если круг не получился, упражнение начинается заново. План подготовки
Это упражнение, которое не требует особой подготовки, его можно провести как разминку.
Подробное описание
Подростки-организаторы объясняют смысл. Это краткое упражнение, в котором могут участвовать от 5 до 20 человек. Организатор предлагает выбрать первого участника — с которого все начнется.
После того, как первый выбран, ему объясняют, с чего он должен начать.
Итак, у каждого человека 2 руки. Это как 2 костяшки домино, в домино мы должны прикладывать к определенной половине свою костяшку, на которой находится столько же точек. А теперь представим, что каждый человек — это как костяшка домино, у которой есть 2 части — руки. И на каждой руке не количество точек, а какое-то полезное занятие.
Итак первый человек говорит: «с одной стороны я люблю читать» - показывая при этом одну руку, «а с другой стороны я люблю смотреть телевизор — показывая при этом вторую руку. Следующий человек (не важно кто) думает, что из этого он любит, и берет за руку первого человека, а также сообщает, что он любит: Например, С одной стороны я люблю читать» (взял за руку первого), «а с другой стороны я люблю слушать радио.» Итак, у нас образовалось две свободных руки: «люблю радио» и «люблю смотреть телевизор». Следующий вспоминает, что он любит из того, что любят участники: С одной стороны «я люблю радио, с другой - танцы» и берет одного за руку. Следующий должен выбрать между танцами и телевизором и взять за руку. И так продолжается, пока все не замкнут круг. Если окажется, что кто-то не любит ничего из оставшегося, то игра начинается заново. Потом возможна рефлексия: «Что ты узнал про интересы других ребят, боялся ли ты, что твои интерес никто не разделяет? Боялся ли ты признаваться в своих интересах? И пр».
Смысл: «Мы очень разные, но есть вещи, которые нас объединяют».
Комментарий:
Влада Сергеевна, преподаватель черчения: «Тренинговые технологии пока не очень плотно вошли в школьную жизнь. Но постепенно входят. Безусловно, детям важно двигаться, испытывать эмоции. Им интересно выполнять увлекательные задания, а не сидеть за партой. Важно, чтобы учителя вырабатывали в детях эмоциональный интеллект, способность чувствовать. Популярны должны быть тренинги личностного роста, ассертивного поведения. Можно включать их элементы в обычные уроки».